Правила этикета
(правила поведения в додзе клуба "Янтарный Дракон")
Клуб Кекусин-кан каратэ-до "Янтарный Дракон"
Open this page on desktop >1200px to see animation
Previous Example / Next Example
  • Человек вступивший на путь каратэ, где бы он не находился должен быть предельно собран и внимателен. При входе в зал необходимо выполнить два ритуальных поклона и произнести громко «Осу!». «Осу!» - обозначает знак приветствия, понимания, уважения.
  • При входе или оставлении Додзё, всегда стойте лицом в зал, кланяйтесь и говорите «Осу!», затем, встав перед другими учениками, снова поклонитесь и скажите «Осу!». Первый поклон в зале выполняется месту, где проводятся тренировки, второй приветствие всем тем, кто находится в этом зале. При выходе из зала так же выполняется два ритуальных поклона.
  • При входе в зал старшего необходимо встать и поприветствовать его ритуальным поклоном и громким «Осу!».
  • Перед началом тренировки занимающиеся выстраиваются по поясам, по-старшинству справа налево.
  • Если вы опоздали на тренировку, то вы входите в зал с поклонами «ОСУ» и садитесь в положение «Сэйдза» лицом к стене и спиной к группе. Ждите с закрытыми глазами. Когда получено разрешение присоединится, поклонитесь с громким «Осу» и быстро присоединитесь к группе.
  • Не снимайте любую часть вашего доги, во время тренировки, без команды на это.
  • При кумите с черным поясом, делайте все как можно лучше, но покажите свое отношение к их рангу. Если вы думаете, что можете работать более интенсивно, работайте, но не забывайте, что он постоянно держит в памяти ваш низкий ранг, и поэтому не будет работать очень жестко.
  • Не разбивайте строй по любой причине, без разрешения инструктора. Ни когда не ходите между рядами, или между инструктором и учениками. Если вы должны оставить вашу позицию, обходите позади всех. Все обращения к старшему начинаются со слова «Осу». Далее называется его степень мастерства («семпай», «сенсэй», «шихан» и т. д.), но не обращайтесь к инструктору по имени в группе.
  • При приветствии старшего ученик должен пожимать руку двумя ладонями, но только после того, как старший протянет ему руку. Подавать предметы старшему необходимо двумя руками.
  • Не клянитесь, не смейтесь, не ругайтесь и не разговаривайте в зале во время тренировки. Относитесь серьезно к вашему обучению. Учитесь уважать ваш пояс, как символ ваших усилий в тренинге. Ваше доги должно быть все время чистым и опрятным. Ваш пояс должен быть проветренным и сухим, но никогда не стирайте его, поскольку он символически содержит дух вашего жесткого обучения. Прислушивайтесь тщательно к наставлениям вашего учителя. Помните, инструктор никогда не будет просить вас выполнить то, что он или она не может сделать сам.
  • Подтверждайте все инструкции громким осу. К инструктору, нужно относится с надлежащей вежливостью. Каратэ начинается и кончается с вежливости и почтения. Если вы даже не можете относиться вежливо к человеку, который обучает вас, то вы не принадлежите к каратэ-до, никогда не сомневайтесь относительно направления вашего учителя, никогда не говорите в группе, если говорит учитель. Такое повиновение разрабатывает доверие между учеником и учителем, которое улучшает взаимную восприимчивость, упрощая и ускоряя процесс обучения.
  • Ради безопасности и аккуратности, не носите украшения в течение тренировки, или когда вы носите свой доги.
  • Ученики никогда не должны забывать, что экзамены - это привилегия, а не право. Привилегия на участие в экзамене, для любого уровня заслужена регулярным посещением занятий и специализированный тренинг. Только инструктор может сказать, можете вы участвовать в экзамене или нет. Не беритесь сдавать экзамен, пока не будете достаточно хороши для него. Одно из самых плохих действий, которое только можно предпринять, - это, не тренируясь серьезно, начинать усиленно тренироваться за несколько недель до экзамена, что бы немного улучшить свои результаты, а затем надеяться, что это сойдет вам с рук.
  • Общим правилом является то, что инструктор и ученики активно участвуют в действиях Додзе, в духе дружбы и смирения. Именно, таким образом воспитываются сильные и целеустремленные личности.
Рукопожатие
Значение слова «ОСУ»
Рукопожатие имеет значение благодарности и уважения. В Будо, обмениваясь рукопожатием с человеком выше Вас по званию, обязательно следует пожимать его руку двумя руками. В Японии, ладонь (яп. тэ-но-хира) еще называют " тана-гокоро" душа человека", другими словами, считается, что ладонь человека отражает его душу. Таким образом, рукопожатие двумя руками означает, что Вы всем сердцем отражаете свои чувства. В Будо это очень важно. Когда Вы что-то передаете или наоборот сами получаете, это нужно делать двумя руками. На это следует особо обращать внимание.
«Осу» - слово, которое вы будете чаще всего слышать занимаясь Кекусин-кан каратэ-до. Когда Вы входите или покидаете Додзё, Вы кланяетесь и говорите "Осу". Когда Вы приветствуете человека, занимающегося каратэ, Вы говорите "Осу" вместо "Привет!". Когда Вы следуете наставлению или отвечаете на вопрос Сэнсэя в зале, Вы говорите "Осу" вместо "Да". При изучении базовой техники в Додзё, вы подтверждаете выполнение ударов и блоков громким "Осу". При спарринге в зале, если Ваш противник применяет хорошую и сложную технику, Вы говорите "Осу", чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят "Осу" главному судье, рефери и друг другу, до и после боя. "Осу" используется во многих ситуациях и имеет много значений.
"Ос" состоит из иероглифов, которые означают "давление" и "подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем", т.е. если трактовать иероглифы, «Осу» означает: настойчивость, решительность и упорство.
Слово следует произносить как "Осу" ударение на "О" и с выдохом, т.к. происходит оно от "Ohayou gozaimasu" (Доброе утро), которое согласно традиции японского языка транскрибировалось в краткое "Осу" и, в общем-то, позволительно в употреблении только между близкими людьми. Кроме того, "Осу" может озадачить рядового японца, т.к. используется в основном только в определенных "кругах", например, среди спортсменов, хулиганов, и ...... якудза. Считается, что оно носит оттенок вульгарности, т.к. согласно японским культурным традициям - сокращение выражения вежливости непозволительно, поэтому это слово оставляет впечатление пренебрежения и лени, которая нарушает подчеркивание вежливости. В классическом додзё Кюдо (стрельба из лука) или Кэндзюцу (фехтование на мечах) поздороваться словом "Осу" нежелательно, т.к. вы сразу получите негативную оценку.
Почему же тогда это слово используется в каратэ?
История каратэ не столь давняя и после 2-ой мировой войны некоторые группы каратэ были близки к хулиганской среде. Среди всех боевых искусств, в это время, именно каратэ, привлекало к себе многочисленные уличные элементы, зачастую далёкие от элементарных правил вежливости. Так же, существуют источники, которые утверждают, что слово "Осу" ввёл в практику каратэ Ямагути Гогэн, Мастер каратэ Годзю-рю. Длительное время Ямагути Гоген и Ояма Масутацу находились в дружеских отношениях. Тем не менее для нас, человеком который привнес в каратэ слово "Осу" безусловно является Масутацу Ояма. Он не только ввёл для него новые понятия но и разработал целую философскую доктрину. Так "Осу" из уличного жаргонного слова превратилось в слово, символизирующее боевой дух каратэ. "Осу" означает “терпение, уважение и высокую оценку”. Чтобы развивать сильное тело и сильный дух, необходимо подвергать себя изнурительной, жёсткой тренировке, которую выдержать трудно. Бойцу приходится заставлять себя и “подталкивать” к тому, что он считает своим пределом. Ему хочется остановиться, но нужно бороться со своей слабостью и заставить себя победить. Чтобы сделать это, боец должен проявить упорство, волю, и, прежде всего, терпение. Это причина, по которой боец подвергает себя жёстким тренировкам в том, что он заботится о самом себе. Такая забота есть признак того, что боец уважает себя. Это самоуважение развивается и превращается в уважение к своему инструктору и товарищам. Когда боец входит в додзё, он кланяется и говорит "Осу". Это означает, что он уважает своё додзё и своё время, которое он тратит на тренировки. Это уважение есть "Осу". Во время тренировки боец подбадривает себя и заставляет работать, как можно больше. Когда он заканчивает тренировку, то он кланяется своему инструктору и своим товарищам и говорит "Осу" ещё раз. Он делает это из уважения к ним и из чувства признательности. Это чувство признательности есть "Осу". Таким образом, слово "Осу" - это очень важное слово в каратэ. Оно выражает терпение, уважение и признательность. Все бойцы используют слово "Осу", потому что оно напоминает им об этих важных качествах.
Рукопожатие после поединка на тренировке или соревнованиях.
Так как в поединке обе стороны храбро сражались, то рукопожатие двумя руками должно быть обоюдным. Особенно на соревнованиях, после боя, в не зависимости от званий, руки следует пожимать двумя руками .
Что означают поклоны в Додзё
Рэй сики 礼式 или Рэй ги 礼儀 – этикет, церемония. Все традиционные японские школы сегодня требуют, чтобы ученики Додзё строго соблюдали нормы поведения как в стенах школы, так и за ее пределами.
Японская пословица гласит, что боевое искусство начинается и заканчивается поклоном. Дух борьбы становится неуправляемым, если его не контролировать во время кэйко. От учеников требуется, прежде всего, смирение (дзюдзюн 従順), вежливость (тэинэи 丁寧), доблестное поведение (юки 勇気). Последнее подразумевает скромность (кэнкё 謙虚), великодушие (канё 寛容), сочувствие к другим (омоияри 思いやり), готовность прийти товарищу на помощь.

Иероглиф «Рэй» 礼 (поклон) состоит из двух частей – «Симесу» и «Ютака». Симесу — божественный дух, который спускается на землю и поселяется в алтаре. Ютака — гора или жертвенная деревянная ваза, в которой находятся ёмкости доверху заполненные рисом и другими продуктами. Соединенные вместе, эти два элемента означаю алтарь, наполненный едой, перед которым во время праздников люди ожидают снисхождения божественного духа.
Когда традиционный японский ремесленник приобретал новый инструмент, он его не использовал до тех пор, пока не освящал должным образом. Многим орудиям труда давались имена, в ознаменование того факта, что эта вещь отныне становилась частью семьи работника. В День Нового Года ремесленник заботливо чистил и полировал свой инструмент и делал ему подношение в виде праздничных рисовых пирожных — моти. Когда же орудие труда в конце концов изнашивалось, его не просто выбрасывали, а формально провожали на отдых в специальной церемонии в честь его долгой и верной службы.
На низшем уровне уважение подразумевает правильный этикет и сдержанность. В Синто же этот естественный этикет должен исходить из макото 誠 — искреннего и уважительного подхода к жизни, осознания Божественного, наполняющего все вокруг. Точно так же индейские вожди утверждают, что именно уважение является фундаментом культуры коренных жителей Америки. Это не просто уважение к другим людям, но также уважение ко всему, что нас окружает: к инструментам и посуде, которые мы используем в нашей повседневной жизни, к оружию, к животной и растительной пище, которую мы едим, а также к солнцу, воздуху и воде, которые поддерживают в нас жизнь.
Формально в Додзё существует несколько видов приветствия: принято различать приветствие стоя (тати рэй 立礼 или рицу-рэй) и приветствие сидя (дза рэй 座礼 или ха рэй). Также выделяют 会釈礼 эсяку рэй — обычный поклон, 敬愛礼 кэй ай рэй — поклон друзьям или коллегам, 尊敬礼 сонкэй рэй — поклон руководителю (официальные мероприятия), 最敬礼 сайкэй рэй — поклон в храме. Уровней поклона как правило три — низкий, средний и высокий. Самый глубокий – цветок 花 «хана», средний – луна 月 «цуки», наименее глубокий – снег 雪 «юки».
Формы приветствия
Сёмэн-ни рэй (正面に礼) – поклон, адресованный фасадной стороне Додзё
Синдзэн-ни рэй (神前に礼)– поклон основателю школы и другим ками
Сэнсэй-ни рэй (先生に礼) – поклон, адресованный мастеру (инструктору, который ведет занятия)
Сихан-ни рэй (師範に礼) – поклон мастеру, который возглавляет школу или поклон мастеру, который не занимается обучением
Сэмпай-ни рэй (先輩に礼)– поклон, адресованный старшему ученику
Отагай-ни рэй (お互いに礼) – поклон, которым обмениваются друг с другом.
Порядок поклона в начале тренировки
Команда старшего: «Сэйза»
1. Дается команда «Чинзен ни рэй» - поклон школе Киокушинкай каратэ,
2. Далее команда «Мокусо» - закрыть глаза и успокоить дыхание, сосредоточить концентрацию на потоке воздуха в легкие и из них, чувствуйте, как будто вы вводите воздух глубоко в живот. Закройте все блуждающие мысли и готовьте себя к тренингу. Продолжайте концентрацию, следя за дыханием;
3. Далее «Мокусо ямэ» - открыть глаза;
4. Далее «Сосай ни Рэй» - поклон основателю школы с громким «Осу!», как символ уважения к Основателю Киокушинкай;
5. «Татэ кудасай» - пожалуйста встаньте, после чего начинается учебно-тренировочные занятия.
Порядок поклона в конце тренировки
Команда старшего: «Сэйза»
1. Дается команда «Чинзен ни рэй» - поклон школе Киокушинкай каратэ.
2. «Додзе кун» - клятва. Все ученики громко произносят: «Осу!»
3. Далее команда «Мокусо» - период размышления.
4. Далее «Мокусо ямэ» - открыть глаза.
5. Далее «Сосай ни Рэй» - поклон с громким «Осу».
6. Старший ученик произносит: «Шихан ни»,«Сенсэй ни» ,«Семпай ни», «Осу аригато годзай ма шта» - все кланяются инструктору и громко повторяют «Осу аригато годзай ма шта»
7. «Отагай ни осу аригато годзай ма шта» - все снова кланяются, как жест благодарности другим ученикам в группе, громко повторяя «Осу аригато годзай ма шта»
В переводе с японского «домо аригато годзай ма шта» переводится как большое спасибо.