В данном разделе представлены основные японские термины и определения, понятия и команды, связанные с традиционными формами обучения, тренировок, общения и ритуалами. Специальные термины, принятые в Кекусин-кан каратэ-до для обозначения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов, а также технических действий. Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно, в ходе проходящих занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения.
Кекусин-кан каратэ-до
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТРАДИЦИОННОЕ
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
Сай — колющее клинковое холодное оружие типа стилета, внешне похожее на трезубец с коротким древком и удлинённым средним зубцом. Считается традиционным оружием для жителей Окинавы и является одним из основных видов оружия Кобудо. Боковые зубья образуют подобие гарды и могут выполнять также и поражающую роль за счёт заточки. Наиболее вероятно, что саи произошли от парных ручных вил для переноски сена либо трезубцев для рыхления земли, которые рюкюские крестьяне могли носить при себе. Однако существует мнение, что трезубец-сай существовал независимо и являлся именно оружием, а не сельхозинструментом.
Саи
Одним из необычных видов самурайского оснащения был веер. Он использовался не только как опахало, но мог применяться и в боевых условиях. Чаще всего ими полководцы отдавали сигналы своим войскам, но могли они использоваться и целях самообороны. Первые упоминания об использовании в Японии больших боевых вееров относятся к 5 веку. В дальнейшем веера изготавливали разных форм и размеров. Выделяются три основных типа боевых вееров. Первый из них – складной гунсэн – изготавливался из тряпичного материала или бумаги, но был оснащён металлическими спицами. Точный удар таким веером в ближнем бою мог быть даже сопоставим с ударом ножа.
гунсэн
Второй вид боевого веера – наиболее известный из них – тэссэн. Как и гунсэн, был складным, но его внешние спицы изготавливались из железных пластин. Существует и другая версия тэссэна в виде складной железной дубинки. Тэссэн можно было использовать для нанесения режущих ударов, отражения стрел противника или даже как метательное оружие.
Тэсэн был распространён у женщин самурайского сословия, ведь владея искусством его применения в бою можно было меньше опасаться за свою жизнь. Сегодня образ девушки-воина, вооруженной тэсэном, часто используются в кинофильмах или видеоиграх.
тэссэн
Третий вид боевого веера – гумбай – раскрытый веер чаще всего в форме листа или круга, сделанный из железа или дерева со вставками из металла. Он служил высокопоставленным самураям для подачи сигналов войскам.
гумбай
Кисеру (煙管) - японская курительная трубка, традиционно используемая для курения кизами, мелко измельченного табачного изделия. Длина типичного кисеру обычно составляет 15-25 см, а их металлические концы делают их подходящим импровизированным оружием самообороны в чрезвычайных ситуациях. Гораздо более тяжелые и длинные кисеру часто носили обычные люди, живущие на периферии общества, такие как якудза, которые были предназначены для использования в качестве оружия. Эти трубы назывались кенка кисеру (боевые трубы), их длина составляла 30-46 см. Эти трубы часто изготавливались из чугуна или латуни, что делало их эффективным оружием, похожим на дубинку, для нанесения ударов по противникам. Известно также, что самураи использовали кисеру в качестве оружия, часто в редких случаях, когда самурай расставался со своими мечами, но все еще нуждался в средствах самообороны. Стиль боя, вооруженный кисеру, обычно назывался кисеру-дзюцу и использовал техники, аналогичные тем, что используются в тессендзюцу.
Кисеру
В возрасте пяти лет ребенку уже дарили подобие самурайского меча – макет, сделанный из дерева, с помощью которого можно было освоить азы фехтовального искусства. Его изготавливали из дуба, ясеня или пород красного дерева.
Боккэны должны были выдерживать интенсивные тренировки, не ломаться и быть удобными для фехтования. Долгое время боккэны считались тренировочным изделием, но в 17 веке великий мастер меча Миямото Мусаси стал применять его в качестве боевого оружия, часто нанося своим противникам смертельные удары.
БОКЕН
Вакидзаси (脇差) — короткий (сета). В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной. Оружие с длиной клинка меньше 1 сяку считается танто, а больше 2 сяку — катаной. Вакидзаси похож по форме на катану. Часто мечи вакидзаси и катану делал один мастер, мечи имели качественное оформление и один стиль. Эту пару мечей одного стиля называли дайсё (в переводе «длинный — короткий» или «большой — малый»). Если мечи изготовлялись разными мастерами, даже родственниками, то их уже нельзя было называть дайсё. В такой паре вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто). Вакидзаси принято всегда носить в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима.
Вакидзаси
Меч меньшего размера (около 60 см) чем тати назывался кодати. Как и тати, они носились клинком вниз и применялись и для атакующих, и для оборонительных действий. Чуть изогнутое лезвие кодати имеет одностороннюю заточку. Незаточенная сторона клинка применялась для отражения ударов соперника в ближнем бою. Кодати иногда даже использовался как метательное оружие. Кодати могли применять не только самураи. Им сражались в ближнем бою ниндзя, а со временем его разрешили иметь даже торговцам.
Кодати

Японский меч, который с высокой долей вероятности был позаимствован и видоизменен островитянами у китайцев. Меч широко использовался в Японии до появления принципиально нового клинкового оружия - тати. Наибольшее распространение цуруги пришлось на период с VII по IX век.
Цуруги

Весьма специфичное холодное оружие, которое появилось в Японии в XIV веке. По сути, является боевым серпом с цепью. Цепь использовалась для запутывания противника. Длина лезвия серпа могла достигать 20 см, а длина рукояти иногда достигала 60 см.
Кусаригама
Термин макибиши (撒き菱 или 撒菱撒菱) относится к японской версии калтропа. Инструмент (игадама) - это острый предмет с шипами, который использовался в феодальной Японии для замедления преследователей, а также использовался при защите самурайских укреплений.
Тэцубиси
Это ослепляющая пудра, которую хранили в специальных контейнерах, например, в грецких орехах (наверху) или в яйцах (внизу). Мэцубуси можно было сделать из любого раздражителя, например, пепла, молотого перца, грязи или даже мелко измельченного стекла.
Мэцубуси
Амигаса – японская широкополая соломенная шляпа, которая может послужить не только предметом одежды, но и метательным оружием в умелых руках. В Китае тоже получила широкое распространение. Произошла она, по всей видимости, от касы – японского национального головного убора. Каса, в свою же очередь появилась еще в глубокой древности из-за не особо приятного муссонного климата и продолжительных сезонов проливных дождей. В Японии касу могли носить самые разнообразные сословия, но амигаса традиционно ассоциировалась с самураями, которые носили ее в повседневной жизни и дальних путешествиях. Также подобные шляпы использовали ронины – во время формирования феодальной системы так называли в Стране Восходящего Солнца бродяг или людей, не связанных с господином и землей.
Амигаса
В переводе «одати» означает «большой меч». Длина изогнутого клинка одати начиналась от 90,9 см, а самых больших экземпляров достигала 180 см, размер рукоятки меча составлял от 50 см. Из-за большого размера самураи носили одати в ножнах за спиной или в руке, часто прибегая к помощи оруженосца, чтобы быстрее привести меч в боевое состояние. Одати мог использоваться пехотинцами в средневековых битвах, а также как ритуальный дар храму: искусно сделанный меч должен был принести удачу войскам в предстоящих схватках с противником. С начала 17 века одати перестает применяться в войнах. Самураям на законодательном уровне запрещалось иметь мечи со столь длинными клинками. Их стали обрезать чтобы не нарушать установленные правила. Использовался самураями и «полевой меч» – нодати. Исходя из названия этот меч мог применяться только на открытом пространстве. Длина его стального клинка обычно составляла 130-150 см, а вес около 2 килограммов. С помощью нодати можно было выбить всадника из седла или нанести урон его коню.
Одати и нодати
Теккан (鉄管, "железная труба"), также известный как тетсу-кен или тетто (鉄刀, "железный меч"), это японское оружие, которое использовалось в период Эдо до начала 20 века. Это была железная дубинка; она могла очень напоминать меч размером с вакидзаси с тупым железным лезвием, или это могла быть чугунная версия кабутовари. Теккан стал очень популярен в период Эдо среди богатых торговцев и фермеров, поскольку таким людям законом было запрещено носить мечи или другое холодное оружие. Теккан, не имеющий острия, всегда был разрешен законом. В 1876 году правительство Японии приняло Указ Хайторей, часто называемый "Законом об отмене меча". Этот закон запрещал всем японцам, включая бывших членов рыцарского класса самураев, носить оружие публично. Этот запрет привел к резкому росту популярности ряда видов оружия, не связанных с мечом, а также замаскированных мечей различных видов. После вступления в силу указа Хайторей члены класса самураев также начали носить теккан в качестве оружия самообороны.
Теккан
Кабутовари (兜割, "разбиватель шлемов" или "черепов"), также известный как хачивари, был разновидностью оружия в форме ножа, во многих отношениях напоминающего джитте. Это оружие носили как наплечник самураи класса феодальной Японии. Существовало два типа кабутовари: типа кинжала и типа дубинки. Кинжал был выкован с острым, похожим на кинжал острием, который можно было использовать для парирования удара мечом противника, для зацепления шнуров доспехов или шлема, или как консервный нож для отделения пластин брони. Острие может пробить незащищенные или слабые участки брони противника, такие как область подмышек. Лезвие этого типа кабутовари представляло собой изогнутый конический квадратный железный или стальной прут с крючком на задней кромке. В бою этим крюком можно было парировать удар и поймать клинок, как джитте. Некоторые кабутовари этого типа были смонтированы в стиле танто с косираэ. Тип дубинки представлял собой тупове, чугунное или кованое оружие, похожее на дубинку, напоминающее теккан или джитте. В наше время не существует рю (школы или стиля), о которых известно, что они тренировались с кабутовари, хотя некоторые додзе в Будзинкан Будо тайдзюцу все еще тренируются с ними, как продолжение дзиттедзюцу.
Кабутовари
Среди оружия самурая были и кинжалы («танто»). Как часть самурайского вооружения танто появился в конце 8 века, первоначально используясь для добивания врагов и не отличаясь внешней отделкой. Однако к 14 веку танто преобразились: некоторые из них приобрели богато украшенный вид и стали восприниматься как предмет, подчеркивающий знатность, властность и богатство владельца. Танто мог быть «сёто» – «малым мечом» в самурайской оружейной паре дайсё. С помощью танто (точнее одного из его видов – кусунгобу) самурай мог совершить ритуальное самоубийство – харакири.
Танто также не был исключительно самурайским оружием. В средневековой Японии его могли использовать для самообороны состоятельные горожане. К концу 18 столетия использование самураями танто прекратилось из-за появления более эффективных видов оружия.
Танто
«Сломанный меч храни, дожидаясь удобного случая. Опытный мастер перекует его, укоротив, и сохранит бессмертную душу клинка». Тысячу лет назад японки, принадлежащие к сословию самураев, с детства обучались владению оружием. Короткий кинжал кайкен был такой же непременной деталью повседневной женской одежды, как широкий пояс кимоно – оби. И для женщин-воинов (онна-бугэйся), и для мужчин (самураев) кайкен служил запасным оружием. С ним даже разрешалось посещать дворец Императора, при входе в который нужно было оставлять длинные самурайские мечи – катаны. Классический кайкэн можно было спрятать в рукаве, в складках кимоно, поместить в тканевый мешочек под одежду. Самураи отдавали предпочтение кинжалу танто, а кайкен считался оружием женщины-воина или супруги воина. В средневековой Японии девочки получали воинский титул онна-бугэйся в 12 лет вместе с символом самурайского сословия - кинжалом кайкэн. Выйдя замуж, женщина использовала его, выполняя задания мужа, и всегда носила клинок при себе для самообороны. Поэтому японцы называют кайкэн также «мечом для защиты» - «мамори-гатана». Или «карманным мечом» - «футокоро гатана». Если по кодексу чести муж-самурай делал себе харакири, то его жена должна была покончить жизнь, перерезав себе кайкэном вены на левой стороне шеи. Часто в ножнах для кайкэна находился еще один маленький клинок – когатана (маленькая катана).
кайкен
Это один из традиционных японских мечей, которые носили самураи в феодальной Японии. Это просто очень толстый нож танто. Он появился в период Сэнгоку (14-15 века). Постоянное утолщение к основанию лезвия – вот что отличает его от обычного танто. Основное предназначение ёрой-доши – пробивать кольчужные доспехи. Кроме того, он идеально подходил для нанесения ударов ножом во время схватки на близком расстоянии. Общая длина оружия составляла около 20-30 см. Ёрой-дооси носили на поясе за спиной или на правой стороне, рукоятью вперед и краем вверх.
По этой причине этот меч приходилось обнажать левой рукой.
Ёрой-доши
Кунаи или кунай - специфический японский боевой инструмент из ассортимента «сикоми-дзуэ», скрытого оружия разведчиков, диверсантов, шпионов, лазутчиков и наёмных убийц в средневековой Японии («синоби-но-моно»). Он не входил в перечень обязательных предметов и считался узкоспециализированным оружием, применявшимся для подъема на заборы и стены, метания и боя в стесненных условиях. В отличие от «танто», «кагинава» («кошка») или «утинэ-сюрикэн», наличие кунаи в арсенале «синоби» не описано ни в одном источнике. Тем не менее, подобный инструмент в средневековой Японии действительно существовал, но применялся он «теми, кто прячется» (буквальный перевод «синоби-но-моно») в качестве обычного подручного средства, как бамбуковый шест или обычный крестьянский серп. Кунаи изначально являлся инструментом крестьянина, и был это обычный листовидный или клиновидный мотыжный нож из довольно посредственного железа, применявшийся для копания корнеплодов и как мастерок. Не исключено, что и кунаи был замечен профессиональными воинами и просто адаптирован для выполнения специфических задач.
Кунаи
Археологические находки подтверждают применение в Японии каменных палиц ещё с 3 века нашей эры. Общее название такого вида оружия – тэцубо. Тэцубо – массивное оружие. Его вес составлял от 4 до 9 килограммов. Разновидностью тэцубо, считавшейся самурайским оружием, является канабо – дубинка или палица с восьмигранным сечением ударной части и круглой рукояткой с кольцом на конце. Их делали из железа или дерева. К кольцу привязывался шнур, соединяющий оружие с рукой воина. Рукоять также была оснащена уплотнением, служившим для того, чтобы рука самурая не соскальзывала во время сражения. Ударную часть канабо дополняли шипы без заточки или гвозди, что придавало оружию ещё более устрашающий вид, а также способствовало нанесению большего урона.
В зависимости от размера вес канабо также мог быть разным: от 1 до 5 килограммов. Мощные удары японских палиц могли разбивать даже прочные доспехи, нанося врагам значительные, часто не совместимые с жизнью раны.
Канабо
Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла! Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.
Полицейскими применялся также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием.
кумадэ
Нагината («длинный меч») – холодное оружие, наделённое длинной рукоятью и изогнутым, заточенным в одну сторону клинком. Её происхождение связывают с появлением на японском архипелаге в начале нашей эры китайского оружия, внешне похожего на алебарду. Применяли нагинату как оружие ближнего боя. Вооруженные им самураи могли бороться с конницей противника, подрезая лошадям ноги и добивая упавшего всадника. Часто на хвостовике оружейные мастера оставляли своё имя. Важной составной частью нагинаты была цуба – круглая гарда, отделяющая клинок от рукояти. После появления стрелкового оружия нагината стала считаться женским вооружением. Чтобы успешно защищать себя и детей многих японских благородных девушек учили приёмам владения нагинатой.
Нагината
В Японии копья в качестве вооружения применяли с давних пор. Известно о применении копья хоко. Длина бронзового, а позже уже железного наконечника хоко составляла около 25 см. Дошли сведения и о копье тэбоко, имевшим прямой или чуть изогнутый клинок длиной 30 см. К концу 12 века появился общий термин для обозначения разных видов копий – «яри». В 14-16 веках копья были распространены как среди простых воинов, так и среди самураев, что прив. Яри были оснащены гардой и укрепляющими кольцами. В сражении такие копья держали двумя руками, нанося колющие или режущие удары солдатам врага. Существовали копья и большей длины («нагаэ-но-яри»), которые достигали 6,5 метров. Их эффективно применяли против конницы противника. По форме клинка яри делились на копья с прямым наконечником («су-яри») и копья, имеющие дополнительные лезвия («кама-яри»). Простые солдаты носили яри на плечах. Знатные же всадники использовали для крепления копья к ноге или к стремени металлическую опору.
Копьё Яри

Схожим с нагинатой оружием был меч нагамаки (в переводе – «длинная обмотка»). В средневековой Японии он также использовался для борьбы с конницей врага, но в отличие от нагинаты, длина его рукояти и клинка были приблизительно равными. Общая длина оружия составляла от 1,8 до 2,1 метра (при длине клинка от 0,9 до 1,2 метра). Клинок нагамаки имеет линию, отделяющую остриё от основной части. К хвостовику оружия крепили рукоять меча с соответствующей традиционной шнуровкой крест-накрест.
Нагамаки
Занбато (меч для коня). Этот вид меча получил свое название не просто так. Сила этого оружия невероятна. Использование этого однолезвийного меча датируют в эпоху Хэйан (8 – го по 12 – й век).
Этот тип меча переводится как меч для коня. Занбато имеет очень большое лезвие. Следовательно, это оптимальный противодействие кавалерийским частям. Меч был создан, чтобы отрезать конечности лошадям. Спустя столетия занбато было заменено еще более смертоносным оружием. В конце 14 – го века занбато был заменен нодачи. На создание этого меча японцев вдохновил китайский аналог чжанмадао. Этот китайский меч был создан при династии Хань и использовался до династии Сун (206 г. до н.э. – 1279 г. н.э.).
Занбато
Длинный японский традиционный меч тати хоть и похож на катану (иногда его называют её «старшим братом»), но представляет отдельный вид вооружения. Чаще всего он использовался конными воинами для нанесения режущих ударов. Тати носился на поясе с левой стороны и подвешивался лезвием вниз с помощью ремня. Он был обязательной частью боевого самурайского снаряжения. Тати мог играть роль «длинного меча» («дайто») в самурайской оружейной паре дайсё. Длина его изогнутого двусторонне заточенного клинка составляла от 75 до 91 см, а рукояти около 30 см. В музеях мира можно увидеть тати, инкрустированные драгоценными камнями и украшенные золотом, которые были частью парадного вооружения воинов при императорском дворе.
Тати
Цуруги (яп. 剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч). Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Цуруги
Тёкуто (直刀, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов. Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.
Тёкуто
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
Сикомидзуэ
Разновидность нагинаты – бисэнто. Оружие по форме напоминает нагинату, но оснащено более массивным клинком. Хотя в бою бисэнто мог нанести больший урон противнику, но воину, вооруженному им, требовалось приложить больше усилий, чем при применении нагинаты. Возможно, поэтому бисэнто не получил такого распространения в Японии, как нагината.
Бисэнто
Кандзаси или канзаши (kanzashi) это японские украшения для волос. Они имели огромное количество видов и классификаций. Считается, что японцы начали украшать прически в период Дзёмон. Древние украшения для волос представляли собой тонкие палочки, втыкая которые, как считалось, можно было снять порчу или магическое воздействие. Среди кандзаси есть совершенно особенный вид заколок в виде шпильки, которые еще называли дзифа. Их носили женщины в период Эдо в домах сёгунов и даймё для самообороны. Использовались дзифа в качестве оружия в королевстве Рюкю - там их носили и мужчины и женщины. Дзифа, по-сути, - скрытое оружие в виде заколки для волос. В одном из старинных сэнрю говорится "страшно, когда вытаскивают кандзаси из волос".
Кандзаси
Тонфа (посох старика) - это оружие ближнего боя, которое берет свое начало в вооруженном компоненте окинавских боевых искусств, где оно известно как тункуа. Традиционно изготавливался из красного или белого дуба и использовался парами. Считается, что тонфа возникла либо в Китае, либо на Окинаве, где она используется в соответствующих боевых стилях.
Тонфа принадлежит к группе древнего оружия, называемого оружием кобудо. Когда острова Рюкю были независимы от Японии, рюкюанцы использовали тонфу против японских самураев. Японцы конфисковали оружие рюкюанцев, которые разработали хитроумные способы самозащиты с использованием предметов повседневного обихода. Ручка из жернова превратилась в тонфу. Тонфа наряду с другим оружием кобудо были рабочими инструментами, которые использовались в сельском хозяйстве и рыболовстве на древней Окинаве. Тонфа использовалась как ручка жернова для приготовления зерна.
ТОНФА
Нунча́ки — восточное инерционное холодное оружие ударного, ударно-раздробляющего и удушающего действия. Стержни традиционно изготавливаются из дерева. Современные нунчаки также могут быть изготовлены из металла, пластика или стеклопластика. Оба стержня в равной степени могут выполнять функции рукояти или боевой части. Шнур соединяется со стержнями (палками) путём продевания его через взаимно перпендикулярные каналы в торцах стержней (палок), а цепь — с использованием металлических крепёжных деталей. Нунчаки наиболее широко используется в боевых искусствах, таких как окинавские кобудо и каратэ, и используется в качестве учебного оружия, так как оно позволяет развивать более быстрые движения рук и улучшает осанку.
Нунчаки (нунчаку)
Кама — вид холодного оружия, распространённый на Окинаве. Представляет собой короткое изогнутое лезвие, насаженное на короткую рукоять перпендикулярно ей. Он более похож на косу, чем на серп. Его прототипом был сельскохозяйственный инструмент — серп для уборки риса, который приобрёл боевое значение после аннексии Окинавы Японией и ввода запрета на традиционное холодное оружие. Применяется подобно европейскому клевцу, но благодаря наличию лезвия может ещё рубить и резать; наиболее эффективно в ближнем бою. Также возможно применение в качестве метательного оружия.
КАМА
Кува (японская мотыга) также относится к холодному оружию, хотя известна гораздо меньше. Она также входит в арсенал кобудо. Кува являлась достаточно эффективным и популярным оружием, ввиду того, что ее ношение не вызывало каких-либо подозрений.
КУВА
Явара – японский кастет, предназначенный для нанесения тычковых ударов. Усиление удара руки с зажатым в неё предметом привело к появлению простого, но очень эффективного оружия – короткой палочки. Длина явары составляет от 12 см до 15 см, а диаметр около 1-3 см. Изготавливается она из разных твердых пород дерева. Может быть заточена с одной или двух сторон. В качестве явары также может быть использовано множество других подручных средств.
ЯВАРА
Сюрикен дословно переводится как “лезвие, скрытое в руке”. Сюрикен являлось дополнительным оружием, наряду с катаной. Искусство владения сюрикенами, известное как сюрикэн-дзюцу преподавалось наряду другими боевыми искусствами. Известны 2 вида сюрикенов: бо-сюрикены (четырёхугольный, круглый или восьмигранный в сечении клин) и сякэны (изготавливались из тонкого листа, монет, плотницких инструментов).
СЮРИКЕН
Таккокаги (учи сюко) - оружие ближнего боя, использовавшееся ниндзя, наносило страшные увечья и оставляло на теле жертв незаживающие раны и шрамы. Такое оружие часто использовалось для достижения психологического превосходства над противником. Когда ниндзя выскакивал из темноты или спрыгивал с дерева, одного вида этого оружия было достаточно, чтобы обратить противника в бегство.
Таккокаги
Манрики-кусари – сложное ударное холодное оружие, разновидность торинава( состоит из веревки с гирькой, имеющей разную форму и вес, крепящуюся на одном или двух концах, веревка в одной гирькой имеет на противоположном конце оплетку, служащую рукояткой) ,однако заменена цепью, длина которой 1000 мм, общим весом 500г. Гирьки у оружия различаются формой, что позволяет дать название его подвидам: кусари-кама, кусари-фундо и т.п.
Манрики-кусари
Ката́на (яп.刀) — длинный японский меч (дайто). Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась до конца XIX века как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации с коротким вакидзаси сёто. Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки, объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Клинок катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для лезвия. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковался клинок.
КАТАНА
Бо — длинный посох из дерева или бамбука, иногда из металла, либо обшитый металлом. Используется в боевых искусствах в качестве оружия. Связанное с ним деревянное оружие можно считать дзе и ханбо (половина бо). Диаметр бо, как правило, 3 см. Иногда его края немного уже, чем центральная часть, — такой шест называется эллипсовидным. Подобное сечение помогает усилить удар. Как правило, бо изготовляют из жёстких пород дерева, таких как белый дуб, граб, бук, а также из бамбука. При определенных задачах тренировки — из ротанга, для увеличения ударной мощи — из металла. Принято считать, что бо впервые появился в феодальной Японии на Окинаве. Предположительно его прародителем стал тэнбит — японский аналог коромысла.
Бо
Эку представляет собой деревянное лодочное весло из японского красного дуба. В длину эку около 160 см. Длина круглой рукоятки около 1 м, диаметр черенка около 3 см. Наружные грани плоской лопасти сужались и затачивались, конец весла так же был заострён под углом 45 градусов. Мастера кобудо наносили рубящие и колющие удары лопастью весла, а работа рукояткой напоминала работу с шестом.
ЭКУ
(БОЕВОЕ ВЕСЛО)
ТИНБЭ-РОЧИН или ТИНБЭ-СЭЙРЮТО — непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (ТО ХАЙ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (ХЭРА). ТО ХАЙ использовали как щит, ХЭРА — как дубинку. В настоящее время ТО ХАЙ трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.
Вместо ХЭРА используют РОЧИН или СЭЙРЮТО. РОЧИН представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. СЭЙРЮТО — секач (мачете) для разделки крупной рыбы.
ТИМБЭЙ
Важнейшим оружием самурая был лук («юми»). Умение метко пускать стрелы в цель было известно в средневековой Японии под названием «сягэй». Всадники, вооруженные длинным луком, представляли грозную силу. Для удобства воина юми стали делать ассиметричными. Такая необычная форма позволяла воину вертикально держать лук не боясь задеть шею скакуна. Изготавливался такой лук из цельного куска дерева. Позднее появлялись юми других размеров, предназначенные для охоты или тренировок будущих самураев. В бою использовались длинные луки – дайкю – размером от 1,8 до 2,8 метров. Тетива («цуру») изготавливалась специальными мастерами («цара-саси»). На вооружении самурая кроме обычных стрел находились «свистящие» стрелы, предназначенные как для подачи сигналов, так и для устрашения противника. Существовали и симметричные короткие луки длиной от 50 до 90 сантиметров «ханкю» (в переводе «половинчатый лук»). Они были удобны в бою на небольшой дистанции и ценились воинами за высокую эффективность. Кроме хонкю были распространены также охотничьи («судзу-мэ-юми») и ритуальные («адзуса-юми») луки.
юми
СУРУЧИН — веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: НАГА СУРУЧИН (длиной 3 м.) и ТАН СУРУЧИН (1,5 м.).
СУРУЧИН
В войнах и столкновениях японским воинам нередко приходилось осаждать укрепления противника или штурмовать корабли. В этом им помогал специальный крюк, привязанный к длинной верёвке – кагинава. Число крюков на нём могло насчитывать от одного до четырёх. Крепкая верёвка, имевшая на одном конце кольцо для подвешивания кагинавы к седлу, изготавливалась из женского или конского волоса. Использовать кагинаву можно было и как оружие. Крюком можно было сбить врага с ног, стащить со стены или выбить всадника из седла.
Кагинава

Дзютте является японским холодным оружием около 45 см в длину, которое применялось ниндзя и японской полицией. У дзютте имеется односторонняя гардаоколо 5 см в длину. В настоящее время используется в боевом искусстве дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ представляет собой небольшую металлическую дубинку. В наше время применяется в японском боевом искусстве дзюттэ-джитсу.
Дзютте
Начиная с 16 века в Японии стало появляться огнестрельное оружие. Оно получило название «танэгасима» в честь острова, на который впервые высадились португальцы, обладавшие неведомым в Японии вооружением. Танэгасима представляет собой копию европейской аркебузы и действенно применялась японцами в войнах.
Долгое время из-за проводимой в Японии политики изоляционизма танэгасима оставалась распространенным огнестрельным оружием. Вопреки устоявшемуся мнению, самураи наряду с холодным оружием использовали и огнестрельное, хотя оно и не стало символом самурайского сословия, как катана или вакидзаси.
Учебные стрельбы
Образ смелого и доблестного японского воина, не боящегося смерти и фанатично преданного служению своему господину, много раз использовался в литературе и кинематографе. Этот образ зачастую не лишён идеализации и романтизации, но он находит эмоциональный отклик в сердцах читателей и зрителей во многих странах мира. Ведь, узнавая всё больше нового об истории и культуре Японии, мы начинаем считать её не просто государством, расположенном на тысячах островов, а страной, созданной храбрыми воинами, готовыми отдать свои жизни за то, что раньше называлось словом «Честь».
Огнестрельное оружие
Слово “Додзё” (道場 – dojo) японского происхождения. Дословно до” – путь, дзё” – место.
Буквально «Место следования, изучения Пути» Место, где ищут путь. – До: (иначе Мити) – Путь (но также Нравственность, Правильное поведение) – Дзё: (иначе Ба) – место.
Вопреки расхожему мнению, Додзё – это не обязательно тренировочный зал. Но также любое место, где проходят тренировки, место постижения пути, храм объединения души и тела.
В настоящее время, зал для занятий будо – кэндо, дзюдо, иайдо, кудо, каратэдо – обычно называют «Додзё» – «Место постижения Пути». Однако изначально этим термином называли место, где совершались буддийские ритуалы, монахи занимались медитацией, читали сутры и т.д. Именно в этом значении слово «додзё» использовалось уже в текстах XI –XII вв.
Немного истории: В значении “Место, где совершаются буддийские ритуалы и монахи занимаются медитацией”, слово «Додзё“ использовалось уже в таких древних текстах как “Фусо рякки” (“Краткая история Японии”, кон. XI – начало XII в.) и “Цурэдзурэгуса” (“Записки от скуки”, XIV в.) Только в период Эдо (1603-1868) слово «Додзё» начинает впервые употребляться для обозначения зала боевых искусств. Самым распространенным из всех этих названий было «Кэйкодзё». Эти терминологические различия сами по себе свидетельствуют о различиях в понимании сущности и значения боевого искусства в Бу-дзюцу – «Воинских искусствах» – и Будо – «Воинских путях»
Девизом всех рю этого периода становятся слова «Монгай фусюцу!» – «За ворота не выносить!» Хонбу 本部– буквально Главное управление, штаб.
Додзё в Кёкусинкай каратэ, как правило, отличает аскетичность убранства и минимализм.
Для начала кратко опишем внутреннее устройство додзё. Сёмен – Shomen или Камидза – Kamiza – это передняя часть додзё. Она расположена напротив входа. С противоположной стороны располагается Симоза – Shimoza. Правая часть называется Дзёсэки – Joseki, а левая СимосэкиShimoseki
Внешний облик Додзё – это спортзал для физической тренировки. Эта часть открыта для любого обывателя. Но исторически это слово имеет буддистские корни и дословно переводится как храм, святое место. В буддистском храме место для Дзэн медитации называли Додзё. Где “Дзё”- это место (Эмбудзё – место для проведения показательных выступлений, Кейкодзё – место для занятий, если оно находится за пределами додзё). “До” – это Путь. Дословно додзё – это место постижения Пути (в данном случае – пути боевых искусств).
Кекусин-кан каратэ-до
История и терминология Додзё
Центр Додзё – это своего рода место сражения, место истины. Это место встречи оппонентов разного уровня. Это место где рождается конфликт, развивается и имеет свой исход. Здесь нет места для дискуссий, оправданий, разумных доводов. Центр додзё – это место где боец показывает лучшее, на что способен. Здесь такие мысли как: “Вчера я плохо поел, поэтому у меня мало сил“, “Моя пара сделала мне слишком сильно Лоу – кик или Уширо – гери” не имеют смысла.
Центр додзё называется Эмбу-дзё – Embu-jo. “Дзё” – здесь переводится как место, “Бу” – боевой, “Эм” – действие. В других частях додзё у нас есть время на изучение и подготовку. Эмбудзё не место для разговоров или теоретических изысканий. Здесь имеет место только действие.
Когда-то давным-давно (еще в девятом веке) самураи занимались боевыми искусствами на открытых площадках внутри замка. Так как совершенствование техник зачастую требовало сохранения секретности (коварные соседи могли подсмотреть и разведать все секретные техники), появилась необходимость в сокрытии занятий от посторонних глаз. Поэтому тренировки перенесли во внутренние помещения с маленькими окнами под самым потолком. Такие помещения назывались «Кэйкодзё» 稽古 場 – «Место тренировки», реже – «Эмбудзё» 演武場 – «Место демонстрации боевого искусства», «Синандзё» 指南所 – «место получения наставлений в боевом искусстве» или просто «Букан» 武館 – «Дом боевого искусства». Со временем (где-то уже к периоду Эдо) физическое совершенствование и оттачивание боевого искусства стало невозможным без духовного совершенствования и приобрело форму будо.
В современных боевых искусствах в зале для тренировок (особенно где ключевой элемент спортивный), акцент в занятиях ставится на подготовку чемпиона. Впоследствии такой выдающийся спортсмен делает школу знаменитой и, в конечном итоге, привлекает большее число учеников. Однако, изначально цель занятий в Додзё была совсем иной. Додзё являлось прототипом воинского подразделения самураев (воинов).
В нем учились не просто выполнять какие-то боевые техники, но и действовать слаженно, в едином ритме. Если бы в додзё ставили цель подготовить несколько высококлассных бойцов, которые в одиночном поединке могли бы справиться с любым противником, то при ведении боевых действий их одиночная победа не имела бы смысла при поражении всей армии. Поэтому одним из элементов тренировочного процесса стало непрерывное выполнение техник под счет. Такое упражнение позволяло создать из отдельных людей единый боевой механизм, выработать «чувство локтя» и выйти за предел собственных возможностей, подключившись к общему потоку энергии. Таким образом, Додзё становилось не просто залом, местом обучения индивидуума, а некой общностью, живущей по своим законам, и сильной не отдельными людьми, а общим настроем, своим боевым духом, умением работать сообща.
История
В японской культуре есть два важных понятия: Маска эмоций – поведение, демонстрируемое окружающимТатэмаэ (建前 Tatеmae) и истинные чувства или желания человека, которые могут быть показаны только близким друзьям – Xоннэ (本音 Honne). Часто у жителей Японии они диаметрально противоположны. Эти две составляющие имеют отражение во всех аспектах жизни японцев. Так, в Карате Кёкусинкай есть эффектные замысловатые удары, зрелищные тамесивари. Эта часть Кёкусинкай показывается на показательных выступлениях, турнирах, праздниках широкой публике. Это как верхняя часть айсберга. И есть часть знаний, недоступная постороннему взгляду, скрытая за стенами Додзё. Сюда можно отнести авторские методики подготовки бойцов, ощущение безопасной дистанции между противниками, траектории проведения блокировок, физические упражнения, баланс центра и многое многое другое. Понимания и освоение этих навыков приходит только с течением времени во время упорных тренировок под руководством грамотного Сенсэя.
Сюда же можно отнести такие понятия Кёкусинкай как Омоте (внешнее) и Ура (внутреннее), и идею японского сада камней Миэгакуре (Miegakure) – дословно означающее “Скрытое от взгляда”, второе значение этого слова “намеренно скрытое от взгляда обычного человека” когда где бы ты не стоял в саде комней, всех камней сразу же вам не видно. Практика боевых искусств предусматривала передачу этих скрытых составляющих Будо. Таким образом, в Додзё создавались условия для трансляции всех аспектов боевого искусства от учителя к ученикам. При этом существовала необходимость снизить риск получения секретных знаний посторонними, поэтому включался принцип «Монгай фусюцу» 門外不出 («За ворота не выносить») и «Исси содэн» 一子相伝 («Только одному сыну»). Бывало так, что сенсэй выбирал из общей массы одного-двух учеников и занимался с ними отдельно, передавая все секреты своего мастерства и делая их своими преемниками. Это позволяло сохранить знания и передать последующим поколениям.
Таким образом, понятие додзё включало в себя не только элементы внешнего оформления, но и единую систему обучения будо, внешнюю и внутреннюю дисциплину, систему обучения и взаимодействия между сенсэем и учениками.
Татэмаэ и Хоннэ
Додзё: 道場 – букв. «Место [следования, изучения] Пути»
– 道 – до: (иначе мити) – Путь (но также нравственность, правильное поведение)
– 場 – дзё: (иначе ба) – место
Вопреки расхожему мнению, додзё: – это не обязательно тренировочный зал. Но также любое место, где проходят тренировки. Если занятия проходят в лесу, часто поляна огораживается
Симэнава 注連縄 – соломенной верёвкой, с подвешенными к ней зигзагообразно сложенными полосками бумаги (垂 сидэ), служащая символической границей освящённого пространства (первоначально использовалась и продолжает использоваться в религии 神道 синто: – “Пути Богов”). Само название религии«синто» состоит из двух иероглифов: «син» (神) – «божество» или имеет ещё другое прочтение -«ками»,и «то» (道) означающий «путь». Таким образом, дословный перевод «синто»- «путь богов». Она возникла в результате объединения верований, распространённых в отдельных местностях Японии, вокруг культа, который сложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами – предками императорского дома.
В тренировочном зале симэнава обычно вешается над входом в додзё, а также на камидза .
Додзё: 道場 – букв. «Место [следования, изучения] Пути»
Традиционный Додзё
Васицу 和室 – помещение в японском стиле
– 和 – ва – мир, согласие, гармония
– 室 – сицу – комната, помещение
Представляющее из себя чистую, светлую, практически пустую просторную комнату, устланную
Татами – 畳 – японскими соломенными матами.
Примечание: Татами имеют стандартный размер, но разнятся размерами в разных регионах Японии. Сегодня стандартным считается размер, использовавшийся в регионе Нагоя (соответствует 91 см х 182 см). Принято говорить о площади японского помещения, считая количество татами (напр., додзё: размером в 10 татами).
Части додзё: принято разделять следующим образом:
Камидза 上座 – почётное место
– 上 – ками – верхний, высший
– 座 – дза – место (для сидения)
Таким местом в додзё: считается противоположная от входа стена и место возле неё. На этой стене расположены самые важные и дорогие предметы символического и духовного характера (см. ниже). Также, во время ритуала начала и окончания тренировки возле камидза располагается сэнсэй, проводящий занятие.
Противоположная от камидза стена и место возле неё называется
Симодза 下座 – менее почётное место
– 下- симо (иначе сита, гэ) – низ, низший
– 座 – дза – место (для сидения)
Если додзё: большой, и татами не полностью покрывают его пол, а лишь занимают определенное место в центре зала, свободное от татами место вдоль стены слева от входа называется симо:сэки下席, справа – дзё:сэки 上席 (у симо:сэки сидят неприглашённые, у дзё:сэки – почётные гости в додзё: ).
– 席 – сэки – место для сидения
Чаще же, в небольших додзё:, место для гостей расположено сразу у входа в зал, между собственно дверью и линией татами и называется симо:сэки.
На стене, противоположной входу (камидза) обычно расположены
Камидана 神棚 – «полка духа-хранителя», маленький «домашний» алтарь
神 – ками (иначе син) – дух, бог, божество
棚 – тана – полка
В додзё: камидана является священным местом, соединяющим мир 神 ками (“скрытый мир” – 隠世 какурэё) с миром людей ( “проявленный мир” – 写世 уцусиё), его духовным центром, отражающим духовную наполненность додзё:, без которой он представляет из себя просто тренировочный зал. Согласно традиции будо, войдя в додзе и оказываясь перед зеркалом алтаря – камидза, следует глубже заглянуть в самые потаённые уголки собственной души, зеркало камидза отразит чистую правду, в котором как в кривом зеркале отразятся тени тщеславия и поиска выгоды. Последователь учения должен оказать уважение традициям и духовному наследию всех почитаемых личностей, которые были до нас и будут после нас.
Что находится в Додзё
Части додзё: принято разделять следующим образом:
Камидза 上座 – почётное место
– 上 – ками – верхний, высший
– 座 – дза – место (для сидения)
Таким местом в додзё: считается противоположная от входа стена и место возле неё. На этой стене расположены самые важные и дорогие предметы символического и духовного характера (см. ниже). Также, во время ритуала начала и окончания тренировки возле камидза располагается сэнсэй, проводящий занятие.
Противоположная от камидза стена и место возле неё называется
Симодза 下座 – менее почётное место
– 下- симо (иначе сита, гэ) – низ, низший
– 座 – дза – место (для сидения)
Если додзё: большой, и татами не полностью покрывают его пол, а лишь занимают определенное место в центре зала, свободное от татами место вдоль стены слева от входа называется симо:сэки下席, справа – дзё:сэки 上席 (у симо:сэки сидят неприглашённые, у дзё:сэки – почётные гости в додзё: ).
– 席 – сэки – место для сидения
Чаще же, в небольших додзё:, место для гостей расположено сразу у входа в зал, между собственно дверью и линией татами и называется симо:сэки.
На стене, противоположной входу (камидза) обычно расположены
Камидана 神棚 – «полка духа-хранителя», маленький «домашний» алтарь
神 – ками (иначе син) – дух, бог, божество
棚 – тана – полка
В додзё: камидана является священным местом, соединяющим мир 神 ками (“скрытый мир” – 隠世 какурэё) с миром людей ( “проявленный мир” – 写世 уцусиё), его духовным центром, отражающим духовную наполненность додзё:, без которой он представляет из себя просто тренировочный зал. Согласно традиции будо, войдя в додзе и оказываясь перед зеркалом алтаря – камидза, следует глубже заглянуть в самые потаённые уголки собственной души, зеркало камидза отразит чистую правду, в котором как в кривом зеркале отразятся тени тщеславия и поиска выгоды. Последователь учения должен оказать уважение традициям и духовному наследию всех почитаемых личностей, которые были до нас и будут после нас.
Что находится в Додзё
Примечание: Первоначально на них изображалась лошадь, отсюда происхождение иероглифов, составляющих слово.
Зелень Сакаки 榊 – (японской вечнозелёной айвы, священного дерева в синто), или веточки вечнозеленых священных деревьев 檜 Хиноки (кипарис японский) или 神杉 Кансуги (священной криптометрии) (на камидана сакаки присутствуют в виде небольших связанных определенным образом веточек-букетиков в двух вазочках (Сакаки татэ – 榊立て) слева и справа от синдэн). Напоминает о том, что человек – лишь преходящая частица вечной природы.
Мидзудама 水玉– сосуд с водой – символ животворной силы
– 水 – мидзу (иначе суй) – вода
– 玉 – тама – драгоценность
Сара (皿)– блюдца с рисом и солью
– 皿- сара – тарелка, блюдце
Примечание: Блюдца соли или риса символизируют готовность жертвовать, чтобы вырасти духовно и физически и увеличить наши собственные изначальные способности.
Хэйдзи (平氏) – бутылки с сакэ
Примечание: Белый рис и приготовленное из него рисовое вино, лучшее подношение богам.
Кроме того, на камидза могут быть размещены
Со:кэ дзо: 宗家像 – портрет основателя и/или действующего главы школы
– 宗 – со: – предок;
– 家 – кэ – род, семья
– 像 – дзо: – портрет, изображение
Какэмоно 掛物 – свиток или свитки с живописным или каллиграфическим изображением, чаще всего – девизом, мудрым высказыванием или символом
– 掛 – какэ (от глагола какэру) – вешать, навешивать
– 物 – моно (иначе буцу или моцу) – вещь, предмет, нечто
А также
Додзё кун 道場訓 – правила или наставления для членов додзё:
– 訓 – кун – наставление, поучение
Нафуда 名札 – деревянные таблички с именами учеников
-名 – на (иначе мэй) – имя, репутация
– 札 фуда – табличка
На стенах всего додзё: (в том числе – под камидана на камидза) также могут быть размещены
Катанакакэ 刀掛け – настенные стойки для мечей и другого боевого и тренировочного оружия
– 刀 катана (иначе то: ) – меч, катана; шире – любое холодное оружие
Рэйхо 礼法 (れいほう)
Рэйхо: 礼法 – правила приличия, этикет, являющихся неотъемлемой частью японской культуры
– 礼 рэй – поклон, приветствие; вежливость, учтивость, этикет; церемония, ритуал; благодарность; вознаграждение.
– 法 хо – закон, правило; общепринятый способ.
Рицурэй 立礼 – поклон стоя
– 立 рицу– стоять, вставать
– 礼 рэй – здесь в значении: поклон, приветствие
Дзарэй 座礼 – поклон сидя
– 座 дза– сидеть, садиться
Ёоирэй 用意礼 – официальный поклон в положении ноги (пятки) вместе, носки врозь
– 用 ёо- использовать, применять
– 意 и – мысль
Примечание: Эта форма поклона используется при обращении или благодарности младшего по степени мастерства ученика к значительно более старшему по рангу ученику, инструктору или наставнику; при официальных церемониях, экзаменах не зависимо от ранга экзаменуемого и учителя.
Сэйдзарэй 正座礼 – поклон в положении сэйдза (сидя на коленях и пятках)
– 正座 сэйдза – сидеть прямо, выпрямившись
Дзинтю рэй 陣中礼 – поклон становясь на одно колено; рука, одноимённая ноге, ставящейся на колено, касается земли
– 陣中 дзинтю – в военном лагере, на позициях, в боевой обстановке.
Рэйсики 礼式 (れいしき)
Додзё ни рэй 道場に礼 – поклон при входе и выходе из додзё; выполняется в форме сидзэнрэй.
Если в додзё уже присутствуют другие ученики, с ними вежливо здороваются, сопровождая слова короткими поклонами:
お早うございます!«Охаё годзаймасу!» – «Доброе утро!»,
今日は!«Коннитива!» – «Добрый день!»,
今晩は «Конбанва!» – «Добрый вечер!» и др.
После тренировки, выходя из зала, прощаются с оставшимися в додзё и уходящим, кланяясь и говоря
失礼します «Сицурэй симасу!» «Извините за беспокойство, прошу прощения!»,
左様なら «Саёнара!» – «До свидания!»,
Камидза-ни рэй 神座に礼– поклон уважения и почтения божественным духам- покровителям додзё
Камидана в Додзё
На Камидана в качестве ритуальных священных символов присутствуют:
Синдэн 神殿 – миниатюрный синтоистский храм, копия больших храмов, вместилище для ками – хранителя додзё:
– 殿 дэн (иначе тоно) – в значении «дворец», в котором расположен
Офуда お札 – талисман божества-покровителя, нечто материальное, что является «вместилищем духа»; чаще всего, небольшая бумажная табличка с именем духа.
– 札 фуда – табличка, талисман
Кагами 鏡 – круглое зеркало на подставке: символ безупречной чистоты сердца и самопознания, к которым необходимо стремиться
То:мё: 燈明 – свечи-лампады, символизирующие Свет Ясности, озаряющий Путь к просветлению практикующих в додзё:. В количестве пяти они также символизируют пять Первоэлементов Вселенной (Годай 五大 или Гогё: 五行).
– 燈 – то: – свет
– 明 – мё: – ясный, светлый, открытый, честный
Эма 絵馬 – жертвенные дощечки с просьбами к божеству
– 絵 – э – рисунок, картина
– 馬 – ма (от ума) – лошадь

Словарь-классификатор терминов.
В данном словаре представлены основные японские термины, важнейшие понятия и команды, связанные с традиционными формами общения и ритуалами.
Специальные термины, принятые для обозначения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов, а также технических действий.
Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно, в ходе проходящих занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения.
Кекусин-кан каратэ-до
Общие понятия и определения
Тренировка» по-японски это Кэйко 稽古 – упражнение, изучение, занятие, тренировка
Оно состоит из следующих иероглифов:
稽える – кэй (кангаэру) – думать, размышлять;
古– ко (фуруи) – старый, давний
Поскольку кэйко представляет собой осмысление, запоминание и размышление над традиционными формами, а также их повторение, можно перевести данный термин как “тренировка, практика совершенствования”. Обычно место (кстати, любое, а не только зал), где проходят кэйко, называют додзё, а, день, в который получают кэйко (именно получают, поскольку любая тренировка в боевых искусствах – это передача знаний), называют кэйкоби 稽古日 – «день когда получают кэйко».
Кекусин-кан каратэ-до
Тренировка. Основные понятия.
Кихон (基本, きほん букв. "корни-основы") — это японский термин, означающий «основы» или «азы». Используется для обозначения базовых техник, которые преподаются и практикуются в большинстве японских боевых искусств. Практика и совершенствование кихона необходимы для обучения более сложным техникам, и включает в себя практику правильной постановки тела и дыхания во время отработки таких основных элементов как стойки, удары руками и ногами, блоки и толчки. Кихон — это не только отработка правильного исполнения техник, но также и воспитание будоки, его духа и мироощущения. Базовые техники отрабатывают часто, обычно на каждой тренировке. Они считаются фундаментом для овладения и улучшения всех движений большей сложности. Кихон в боевых искусствах можно рассматривать как аналогичные базовые навыки в других спортивных дисциплинах.
Кекусин-кан каратэ-до
Кихон
Ка́та ( 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанны принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств.
Аналогично таолу в ушу и тхылю в тхэквондо.
Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает своё тело к определённого рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.
Кекусин-кан каратэ-до
КАТА - “форма которая режет землю”
Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы годзю-рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 г.. Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы шито-рю, тренировались вместе под руководством Окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хиоганна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю – это член Шорей-рю, группы школ Наха-те, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо. Хигаонна начал изучать Кемпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кемпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кемпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.
Южный Китай, где учился Хигаанно, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя (Ма-ай) была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки Гичин Фунакоши (1868-1958), отец современного ката и инструктор Мае Оямы с 1938 по 1945 г.. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Тенсё ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китае его учителем Хигаонна. Теория круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Мас Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Ч’и Ч’уан, Такуа и Хзинт-и.
В отличии от ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но – это типичный пример ката северного влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.
В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Киокушин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.
В отличии от ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но – это типичный пример ката северного влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.
В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Киокушин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.
Наха-те – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
Шури-те – самое сильное северное влияние: Цуки но Ката, Канку (Кушонку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо).
Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу – это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.
По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма . Найканчин – это прекрасные ката, включающие красивые и очень практические важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и шотокан и Годзю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков. Более продвинутые ката Киокушин пришли главным образом из источников Южного влияния:
Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкёку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.
Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Кёкусин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.
Кекусин-кан каратэ-до
«Старинные ката» (Корюката) программы Кёкусин-кан
По словам Мае Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит : “Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Тенсё – самое обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из “Это каратэ”: “Тенсё – это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на точках.” Вновь Сосай говорит: “Человек, который тысячи раз сделал (ката) Тенсё, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя”. Теншо должно стать первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и теоретической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.
Роль ката на тренировках
Таким образом, всем нам следует глубоко изучить Тенсё, для того чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Теншо и Сантин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Сантин – на Янг (Уо, Твердый) аспекты силы (энергии) каратэ, а Теншо – Йин (Ин, Мягкий). Понимание каратэ каждого разительно улучшиться при тщательном изучении ката Теншо. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата из Кенва Мабуни (Основателя Шито-Рю), которую Мае Ояма процитировал в книге “Это каратэ”: “Самым важным в каратэ являются Номинальные Упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения По этой причине мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и мы должны правильно их выполнять.” Хотя возможно есть люди которые думают, что можно игнорировать сами номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.
Тренировка только номинальных упражнений однако, не достаточна для полноценного действия. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и живыми. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного – двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их оттренировал, они будут бесполезными. Учитесь хорошо и тренируйтесь тщательно в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.
Хотя верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ – избегать леность и практиковаться серьезно с мыслью о том, что номинальные упражнения – это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки – другие 50 процентов.
Одним из самых вдохновляющих опытов в жизни каратэка может быть наблюдение мастерского исполнения ката Здесьинтеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче – всеохватывающая, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования – поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период мокусо перед выполнением ката – это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.
Для старших студентов оружие становится естественным шагом вперед в искусстве каратэ-до. Оружие учит студента важности фокуса и балансного контроля. Каратэка видят в своем воображении вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения, и личность каратэки наполняет додже. По окончании ката электризованность потухает, каратэка возвращается в себя. Это подобно похождению циклона, после которого все возвращается к напряженному спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточеной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэка знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся такими легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикованием ката, студенту также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. При введении турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, роль ката в тренировке некоторых каратэка значительно изменилась. Однако, без ката каратэка вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту наэлектролизованность мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Каратэка, не обращающий внимания на ката, обманывает себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.
Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, и повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы, которое окружает настоящего каратэка. Сосай Ояма выполнял ката 100 раз ежедневно в дни уединения в горах. Такие тренировки не только развивают превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.
Ката было жизненно важной частью тренировок со времен первых опознаваемых корней, когда в монастыре Шаолинь в 520 в. появился Бодхидхарма. Каратэ сегодня развивается со скоростью, никогда прежде не ведомой, и все каратэка несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ вообще. Ката, конечно, не ограничено только для молодых и проворных. Факт в том, что одним из самых замечательных моментов в ката является то, что ката могут заниматься не зависимо от возраста и состояния. Это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной для индивидуального занимающегося. Кажется, не существует лучше формы упражнения для человечества вообще, чем ката. Вы сами должны изучить полный предел ваших способностей. Как все стремления, направленные на развитие тела, ума и духа, этот опыт – очень личностный и достигнутые результаты находятся в прямом соотношении с глубиной концентрации и временем, потраченном на занятия.
Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для каратэка, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа ногами не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы предлагаем вам всегда стараться найти по крайней мере три применения каждого движения Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии. Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель, хоть, очевидно, напряжение и важность могут широко отличаться Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.
Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку в исключительные моменты кругового движения. Изменение положения руки на 15 градусов – едва различимо в плече, но для руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.
Бункай