Символика цвета пояса в кёкусин-кан карате
Кекусин-кан каратэ-до
Open this page on desktop >1200px to see animation
Previous Example / Next Example
Пояс в карате – это показатель степени мастерства каратиста. Система поясов была предложена и введена одним из учеников Оямы Масутацу, Тадаши Накамура. В соответствии с уровнем умений каратистов, выделяются 10 ученических (кю) и 10 мастерских разрядов. При получении разряда каратист получает и пояс нового цвета.
Пояса — это символы усердия и работоспособности ученика, награда за все его усилия. Нельзя рассматривать экзамен на следующую степень только как демонстрацию технической и физической кондиции. Необходимо доказать, что ваш уровень зрелости соответствует цвету пояса, что вы стали еще более рассудительным и уравновешенным. Не нужно поддаваться искушению, быстро прорваться через все степени, вначале учатся ползать, а потом ходить (каждому поясу свое время). Самым главным врагом каратиста является тщеславие. Самый главный принцип каратэ – терпение (воля). Просто необходимо быть терпеливым (волевым), день за днем, повторяя набившие оскомину элементы, которым вы не видите практического применения. Терпение и дисциплина — путь к счастью и самореализации. Если бы каратэ можно было постичь просто и быстро — оно бы потеряло всю свою привлекательность и практическую пользу. Чем дольше вы идете к награде — тем более привлекательной и ценной для себя самого она является.
Путь в каратэ подобен вечному кругу жизни: белый пояс темнеет от тренировки к тренировке, от усердной работы, от пота и пыли. Наконец вы достигаете, как вам кажется, вершины мастерства — и получаете черный пояс. И если на этом этапе продолжать с усердием тренироваться, не зазнаваясь и не останавливаясь на достигнутом, то через некоторое время пояс становится все светлее и светлее, потому что изнашивается и обрывается… И, в конце концов, он вновь обретает исходный белый цвет. Круг начинается заново…
Кекусин-кан каратэ-до
СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКИХ СТЕПЕНЕЙ (СИСТЕМА ПОЯСОВ)
В Японии существует двойная трактовка значения белого цвета — синтоистская и буддистская. Сами японцы в повседневной жизни больше ориентируются на синтоистские представления, в соответствии с которыми белый цвет означает духовную и физическую чистоту. Новичок, открыв для себя этот вид единоборств, знает о нем пока очень мало, его знания представляют собой чистый лист, на котором мастер впоследствии напишет свои иероглифы.
БЕЛЫЙ ПОЯС
Это начальный ученический уровень – 10 кю – оранжевый пояс и 9 кю – оранжевый пояс с нашитой синей полоской. Ученик начинает осваивать азы боевого искусства. Приходят первые ощущения работы с собственным весом и центром тяжести собственного тела. Спортсмен уже знаком с понятием баланса и методами его контроля. Происходит первое понимание базовых стоек и несложных перемещений. Спортсмен узнаёт правила и этикет додзё, приобщается к традициям. Чаще всего цвет оранжевого пояса ассоциируют с утренней зарёй, когда солнца ещё нет, но всё вокруг окрасилось оранжевым светом, как предвестником нового дня и новых знаний. Согласно взглядам философии карате, оранжевый пояс свидетельствует о воле и упорстве Ученика, стремящегося к достижению новых целей.
ОРАНЖЕВЫЙ ПОЯС
8 кю – синий пояс и 7-й кю – синий пояс с жёлтой полосой. В самой Японии эта степень ассоциируется с голубым цветом воды. Поскольку вода не имеет собственной формы, она текуча и податлива, этому цвету придаётся значение изменчивости. Ученик под воздействием каратэ уже начал и будет продолжать меняться, не только физически, но и духовно. Для японцев, голубой цвет признак целомудрия и добродетели, истины и верности. Применительно к боевому искусству – верности выбранному пути и намерению двигаться по нему дальше. Более темные оттенки синего могут олицетворять гуманность и миролюбивость – истинные черты настоящего воина. На этом этапе происходит формирование тела бойца, как вода принимает форму сосуда, в который она налита. Огромное влияние приобретает общая физическая подготовка. Ученик ощущает хорошее самочувствие, общий подъём физического состояния организма, учится реагировать на движения соперника в бою.
Начинается длительный этап работы с контролем эмоций.
СИНИЙ ПОЯС
6 кю и 5 кю – желтый пояс и жёлтый пояс с зелёной полоской. Это последняя ступень в ряду уровней для начинающих. Продолжается укрепление ударных поверхностей, силы хвата кисти как основы мощного удара рукой. Появляются первые признаки понимания, что основная сила удара идёт из центра масс тела – из точки тандэн, а подготовленные конечности, как ударные части тела, являются проводниками этой силы и энергии. С точки зрения значений, жёлтый цвет, как и во многих других мировых культурах, в Японии отождествляется с солнцем. Яркое полуденное солнце освещает уже полученную частицу знаний и, в большей степени, дорогу, по которой ещё предстоит пройти бойцу.
ЖЕЛТЫЙ ПОЯС
4-й и 3-й кю. Для 3-го кю, в порядке старшинства, предусмотрена коричневая полоска. С зелёного пояса начинаются старшие ученические уровни, подкреплённые базой, полученной на предыдущих младших ступенях. Зелёные пояса начинают осознавать огромное значение правильных методов дыхания, ибуки и ногарэ. Большую роль здесь играет понятие и ощущение тандэн. Помимо правильных методов дыхания на этой ступени продолжается работа над техникой, изучается история и философия каратэ. Зелёный пояс уже может продемонстрировать силу каратэ, учится чувствовать баланс и движения соперника, а также начинает понимать правильный момент применения техники, для того, чтобы она возымела наибольший эффект. Сам зелёный цвет, или по-японски — мидори, обозначает плодородие, бессмертие, процветание и весну. Именно с весной связывается эта ученическая ступень, с приобретением необходимых навыков, из которых, как из весенних почек листья, рождается будущее мастерство.
ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС
Коричневый пояс для 2-го кю и коричневый с жёлтой полоской для 1-го кю. Сами японцы характеризуют уровень коричневого пояса как творческий. Это означает, что боец освоивший технику начинает подгонять её под себя, оттачивая свой собственный разящий меч, основываясь на собственной физиологии, предпочтениях, особенностях мышления. Боец на этой ступени способен демонстрировать свои умения, обучать боевому искусству, вести групповые занятия, объяснять, исходя из личного опыта, технические нюансы младшим ученикам.
Коричневый цвет пояса означает зрелость, готовность ученика перейти на мастерские уровни.
КОРИЧНЕВЫЙ ПОЯС
Чёрный (или по-японски «куро») имеет для японцев большое значение, это цвет радости и счастья, он берёт начало от цвета ночного неба и всегда традиционно ассоциировался с мужественностью и с просвещением. Как говорят все великие мастера – уровень 1-го дана – это только начало пути. Поскольку нет границы в совершенствовании человека. Здесь вступают в силу очень личные грани восприятия каратэ не столько в качестве боевого искусства, сколько как цельной концепции воспитания духа и сознания. Градация мастерства на уровне чёрного пояса происходит с увеличением порядкового номера дана. Чем выше мастерство, тем выше дан. Номеру дана соответствует количество нашитых на чёрный пояс золотых или жёлтых полос.
ЧЕРНЫЙ ПОЯС
Основы философии каратэ
Основы философии каратэ
Open this page on desktop >1200px to see animation
Previous Example / Next Example
Философия - означает любовь к мудрости. Говоря о философии каратэ, следует заметить, что в ее основе лежит идея ненасилия. По этому поводу гранд-мастер каратэ Хошу Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим людям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы».Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям. «Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздерживаться от насилия...» - слова из Клятвы Кекусин-кан каратэ. Следует заметить, что в некоторых школах каратэ, особенно восточных, изучение технических и тактических приемов переплетается с религиозным учением. Однако говорить о жесткой зависимости каратэ от религии не приходится. В этом плане можно привести слова известного японского мастера меча Миямото Мусаши: «Всякий должен уважать Бога и Будду, но не быть зависимым от них». Во всяком случае, уважительное отношение к старшим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собственные возможности и другие нравственные установки могут и должны быть взяты на вооружение нашими отечественными учителями каратэ («Мы будем стремиться к мудрости и силе не ведая других желаний...»). Из религиозной практики, были заимствованы широко используемые в каратэ концентрация внимания и медитация - два способа перестройки сознания, взаимно дополняющих и усиливающих друг друга. Вся работа с сознанием как в религиозной практике (например, в дзэн-буддизме), так и в каратэ проводится с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрываться только в определенных состояниях. Практика саморегуляции направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизводить это состояние. При этом концентрация внимания позволяет собрать воедино различные силы человека и направить их в заданную точку, обеспечивая тем самым эффективное приложение их в нужном месте в нужный момент. Совершенно очевидна необходимость этого умения в каратэ, техника которого предполагает способность к избирательной концентрации энергии, для обеспечения внутреннего содержания внешне силовых движений и приведения этой энергии и силы в заданном направлении по четко определенной траектории. Медитация в отличие от концентрации внимания основана не на напряжении, а на расслаблении.
Вся работа с сознанием как в религиозной практике (например, в дзэн-буддизме), так и в каратэ проводится с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрываться только в определенных состояниях. Практика саморегуляции направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизводить это состояние. При этом концентрация внимания позволяет собрать воедино различные силы человека и направить их в заданную точку, обеспечивая тем самым эффективное приложение их в нужном месте в нужный момент. Совершенно очевидна необходимость этого умения в каратэ, техника которого предполагает способность к избирательной концентрации энергии, для обеспечения внутреннего содержания внешне силовых движений и приведения этой энергии и силы в заданном направлении по четко определенной траектории. Медитация в отличие от концентрации внимания основана не на напряжении, а на расслаблении.

Философия каратэ - это философия ненасилия, берущая все ценное и полезное из существующих религий и направленная на развитие в человеке гармонично развитой личности.

ИНЬ - ЯН
В древнекитайской мифологии и философии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно Инь и Ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом Инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом Ян». Крайнее ян и крайнее инь соотносятся со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений включает две промежуточные стадии, символизируемые стихиями Металла и Дерева. Образуется круг трансформаций инь и ян, имеющий, как любая окружность, свой центр. Эмблемой центра выступает стихия Земли. Так Великий Предел разворачивается в пятеричную структуру, которая объединяет в себе двоичность инь-ян и триаду творения, а потому является емким символом мироздания.

Одно из важнейших понятий традиционного китайского мировоззрения — сань цай — «три материи», «три дара», «три богатства»: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В цикле своего развития Хаос порождает два начала мироздания — Небо и Землю, а получает завершение в Человеке. В «Дао Дэ Цзин» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает всю тьму вещей». Человек, по китайским понятиям, стоит в центре мироздания, на нем замыкается, им держится мировой поток бытия. Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего в себя и макрокосм, и микрокосм, в "Каноне Перемен“ следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей... В той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль.
Таким образом, все сущее есть не что иное, как превращение единого потока бытия, проекция Великого Пути, в конечном счете — «превращенное единое». Оба начала — инь и ян — включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.
Рассмотрим Инь и Ян применительно к каратэ. Инь - это тёмные мягкие силы, а Ян - светлые жёсткие силы. Ничто не является полностью одним или другим, но каждая вещь есть различная смесь принципов вселенной. В теле человека области Инь и Ян можно определить, если выйти на солнце в полдень. Области в тени относятся к Инь, а те, что полностью освещены солнцем, относятся к Ян. Энергия в теле движется по каналам. Каналы Ян находятся на внешних сторонах тела и конечностей. Каналы Инь находятся во внутренних областях тела. Глубина тени определяет количество Инь, существующего в конкретной области. Поэтому, подмышки, пах и горло являются самыми слабыми областями и представляют почти чистый Инь. Все эти области являются главными жизненными точками тела, удары в которые могут причинить большой ущерб. Места с меньшим количеством тени можно обнаружить при более тщательном осмотре. К ним относятся, например, солнечное сплетение, внутренние стороны руки и ноги, области ниже коленей, вокруг лодыжек, основание носа и т.д. Напротив, главные мускулы груди, бёдер, голеней, предплечий и т.д. все выделяются в ярком свете и связаны с Ян.
Все органы тела делятся на Инь и Ян. Мускулы в наибольшей степени относятся к Ян. Впадины и пустоты в наибольшей степени относятся к Инь (подмышка, пах, подколенная ямка). Внутренние органы считаются однородно мягкими и уязвимыми. Сухожилия есть смесь Инь и Ян. Сухожилия вместе с кровеносными сосудами и нервами считаются областями, где имеет место поток энергии. Поэтому элемент Инь может быть легко разрушен там; как это происходит а суставах. Кости считаются, что удивительно, почти полным Инь с крошечной долей Ян, сконцентрированной на их поверхности. Хотя термины и названия различны, всё это кажется очень знакомым в настоящее время. Примените к этому знанию тела несколько простых правил, и вы получите готовые принципы закалки тела в том виде, в каком они были сформулированы старыми китайскими мастерами:
• Ян будет отражён Ян (сила отражает силу).
• Больший Ян преодолевает меньший Ян.
• Ян (являющийся сильным) повреждает Инь (мягкий).
• Инь, в конечном счёте, преодолеет Ян. Как вода стирает камни, так энергия отнимает силу и вызывает усталость.
• Слишком много Ян, и тело будет гореть (высокая температура).
При достаточном размышлении становятся понятными методы нанесения ударов и закалка тела: ударяйте сильные области так жёстко, как сильная область может противостоять этому. Мускулы могут быть тренированы к постоянному увеличению закалки. Ударяйте по смешанной области так, жёстко, чтобы не повредить мягкие места. Применяйте только мягкую силу к области, принадлежащей к Инь (мягкие места и кости). Не будьте постоянно напряжённым, но применяйте фокусирование (кимэ), когда это необходимо.
Хара - блок трёх нижних центров
Это слово можно перевести с древне египетского, и с японского, и с древнеславянского ... и смысл окажется одинаковым ... неожиданно….
И при этом ... прямо показывает на вполне себе анатомическую структуру, ... которая раньше считалась центром "эмоции и интуиции", ... да и сейчас так можно выразиться в бытовой речи.
... и моментально становится понятно, что такое "характер" и что обрезают при "харакири"…
Хара – нижний Дань-Тянь, состоящий из трёх чакр (манипура, свадхистана, муладхара), служит "силовым блоком" организма. В славянских традициях эту область называли нижним котлом.
Проведя аналогию с аккумуляторами, роль которых представляют котлы, отметьте, что если аккумулятор разряжен, то нить накала присоединенной к нему лампочки будет едва теплиться и не даст яркого света. Лампочка станет яркой, при оптимальном напряжении. То же самое происходит с внутренними органами и системами тела. Когда котлы наполнены силой, жизненной энергией, то человек чувствует себя прекрасно, он энергичен, бодр, в прекрасном расположении духа. Каждый «котел силы» отвечает за определенные проявления жизнедеятельности организма. Если два верхних котла: «разума» и «любви», обеспечивают энергетическую поддержку тонкоэмоциональных процессов и реализацию скрытых ресурсов человека, то «котел силы» генерирует энергию жизнедеятельности и обеспечивает ею все органы и системы тела. Хочу добавить ещё, что при слабом нижнем «котле силы» и два верхних не смогут обеспечить внутреннего равновесия, поскольку все «котлы» работают в комплексе и совместно обеспечивают внутреннее равновесие и гармонию.
Поэтому существуют такие производные от этого термина Силы как - характер, характеристика, характерник, харизма, харакири. Воины, собираясь на смертный бой, клялись самым драгоценным, что имели - «Не пожалеем живота своего». «Живот» - название Центра, содержащего как раз Хару. Хараки́ри, или сэппуку (букв. вспарывание живота или вскрытие хары), - ритуальное самоубийство принятое среди самураев.
Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий харакири касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
В современной, повседневной жизни люди практически не взаимодействуют с данной энергетической зоной. Исключением случаются спонтанные стрессовые ситуации, когда мы сталкиваемся с серьёзной опасностью и нет времени на логический просчёт. Тогда подсознание берёт управление в свои руки и заставляет человека неосознанно совершать правильные действия, чтобы спасти его от гибели.Возможно, кому-то доводилось переживать такое на собственном опыте. Тогда ваша реакция была намного быстрее мыслительных процессов. Это неудивительно, ведь включение хара-центра активирует резервы организма и скрытые возможности. Тогда выбрасывается колоссальное количество энергии, позволяющее человеку совершать впечатляющие действия, которых он бы никогда не сделал в обычном состоянии.В качестве примера можно привести ситуации, когда опасность угрожала жизни детей и их матери делали невозможное, чтобы спасти своего ребёнка: например, поднимали и переворачивали машину, весящую 1,5 тонны. Учёные считают, что это противоречит всем законам физики, но факты остаются фактами. И таких историй известно немало. Идея 腹 (хара) служит фундаментальным аспектом практики во многих формах (До:) - Пути. В Японии концентрация на 腹 (хара), «животе», всегда считалась инструментом познания потенциала человека. Азиатский взгляд на (хара) как на основополагающий центр в человеческом теле в чем-то похож на западный подход к мозгу. Хотя между Востоком и Западом в этом вопросе и существуют объективные различия, есть, также и общие моменты, которые позволяют западному человеку понять саму идею (хара). Например, мы говорим «выйти из себя», а японцы говорят «хара га татцу» — «хара поднимается», что означает приходить в состояние бешенства, злости, отсутствие контроля над своими эмоциями, таким образом, мы можем сделать вывод, что определение (хара) как места сосредоточения сильных эмоций является общим, как для западной, так и для восточной традиций. «Хара га пай хито» обозначает робкого человека, «человека без хара», что в какой-то мере является синонимом выражения «не иметь мужества». В японской классической традиции практики (До) - Пути место, на котором следует сосредотачиваться для достижения гармонии сознания и тела, находится в центре живота — в области (хара). Для доказательства данного заявления имеется ряд достаточно веских доказательств.
  • Вес верхней части тела более или менее равномерно распределен в точке на два пальца ниже пупка, и эта же точка является центром тяжести и баланса тела.
  • Если мы начинаем концентрировать наше внимание на точке, расположенной примерно на 2 пальца ниже пупка, то тем самым мы соединяем, наше сознание и тело в одном и том же месте в одно и то же время.
Так как наше тело существует только в настоящем моменте, то успокаивая ум и фокусируя сознание на (хара), мы тем самым помещаем наше сознание в настоящий момент. Таким образом, мы объединяем наше сознание и тело.
В японских искусствах (Ки), сконцентрированная в области (хара), не только служит для координации взаимодействия сознания и тела, но также помогает достичь стабильности сознания и тела, восстановить спокойствие и самообладание. Успокоение сознания и помещение его в нижнюю часть живота может служить отличным подспорьем в достижении любых целей, начиная от развития чувства баланса в спорте, до успокоения ума и концентрации мыслей перед важным телефонным звонком.